«Около 25% подростков, обвиняемых в кражах, являются постоянными зрителями кино; киносеансы вызывают у них нездоровое возбуждение и нередко способствуют развитию преступных инстинктов». Эта статистика не из свежих выпусков криминальных новостей, а результаты исследования, проведённого в России в 1923 году. Уже тогда проблема негативного влияния синематографа на подрастающее поколение вызвала волнение публики. А что же сегодня?
Современные информационные технологии сильно изменили нашу жизнь. Она стала более динамичной, мобильной и комфортной. А ещё современные технологии изменили наше сознание, души и наших детей.
Ребята, давайте жить дружно!
Пожалуй, сегодня ни один ребёнок не может вырасти без мультфильмов. Любимые мультипликационные герои есть у каждого, но со сменой поколений постепенно меняются и они. Как так могло случиться, что на смену нашим традиционным Карлсонам, Леопольдам, Чебурашкам пришли бакуганы, трансформеры, покемоны, Винкс? И старые добрые герои сказок всё меньше привлекают современных малышей. Нам, взрослым, новые любимцы детей кажутся уродливыми, сюжеты мультфильмов примитивными, истории про них откровенно скучными. Почему же они так нравятся детям?
Наш консультант: психолог по семейным отношениям Щукина Евгения Георгиевна, сотрудница кафедры психологии СГМУ.
«Детская психика устроена иначе. Плавные округлые формы героев старых советских мультфильмов, их напевная речь, неспешные движения, проигрывают по привлекательности острым угловатым фигурам новых мультперсонажей. Они выглядят агрессивно, быстро и резко двигаются, часто меняют свою форму и положение, издают отрывистые громкие звуки. Такая картинка невольно притягивает внимание ребёнка, всё время держит его в напряжении и оказывает значительное негативное влияние на его психику».
Поведение героев современных мультфильмов также вызывает большие сомнения. В центре сюжета, как правило, битва, драка, сражение, разрушение. Агрессивное поведение при этом никак не наказывается. Слабость, беспомощность представляются как недостаток, изъян, таких героев нужно побеждать, они не достойны поддержки и сострадания. Даже современные сказочные принцессы умеют постоять за себя, а не ждут помощи от принца на белом коне. Но ведь и наш мир изменился, дети должны быть подготовлены к взрослой жизни, а она сегодня нередко похожа на борьбу за выживание. Может, для достижения успеха в новом мире детям просто необходимо расти более хладнокровными и агрессивными?
«Конечно, мир изменился. Но законы развития детской психики остаются прежними. И воспитанная мультфильмами агрессия будет нацелена не на успешное продвижение в будущем, а на близких людей. Ребёнок, который в детстве не усвоил что такое хорошо и что такое плохо, скорее превратится не в преуспевающего взрослого, а в озлобленного, замкнутого, равнодушного, одинокого человека. Не думаю, что кто-то из родителей желал бы видеть своё чадо таким».
Но, положа руку на сердце, вряд ли кто-то из родителей сегодня запретит своему ребёнку смотреть мультики. Они бывают нужны не столько детям, сколько самим родителям, которым нужно так много успеть сделать, пока ребёнок сидит перед экраном. А другой альтернативы надолго занять своё чадо просто не существует.
«Необходимость занимать ребёнка мультиком из-за нехватки свободного времени у взрослых – просто миф. Ведь на протяжении многих поколений люди прекрасно обходились без помощи телевизора и всё успевали. Элементарная лень и нежелание придумать более интересное занятие для ребёнка заставляют нас прибегать к помощи суррогатного общения с экраном. Гораздо проще усадить детей перед мультфильмом, чем привлечь его к работе по дому или поиграть всей семьёй. А ведь именно непосредственное живое общение детей и родителей создаёт самую благоприятную атмосферу для формирования здоровой психики».
Скажи мне, кто твой френд…
Общение в современном мире тоже сильно изменилось. Благодаря социальным сетям, сотовой связи, скайпу мы можем найти друзей в любой точке мира и мгновенно с ними связаться. Это ли не мечта ещё недавнего прошлого! Но почему-то сегодня друзей не ищут, а просто добавляют, с ними не разговаривают по душам, а чатятся. Да и кто эти виртуальные друзья на самом деле, мало кому известно. Почему общаться в сети гораздо привлекательнее, чем встречаться в реальности?
«Мы все стремимся максимально облегчить свою жизнь, поэтому выйти на связь через сеть гораздо проще. Зачем я буду приводить себя в порядок, выходить на улицу в плохую погоду, идти к кому-то в гости (даже в соседний подъезд), если я могу, не выходя из дома, поболтать с кем пожелаю. Эта видимость непосредственного общения до поры до времени может создавать иллюзию полноценной жизни в социуме».
Интернет предоставляет нам неограниченное количество возможностей. Здесь можно встретить очень интересных людей, с которыми мы вряд ли познакомились бы в реальном мире, круг знакомств может быть очень широким и разнообразным. Наши виртуальные друзья могут находиться на другом конце света, подарить нам массу новых интересных впечатлений. Зачем же лишать себя и своего ребёнка такого блага цивилизации?
«С точки зрения разумного взрослого человека, эти аргументы могут быть оправданы. Но я в своей практике сталкиваюсь совсем с другой картиной. Человек устроен так, что просто не может выжить в одиночестве. Молодые люди, которые приходят ко мне на приём, имеют обширную сеть виртуальных контактов, но в реальной жизни оказываются одинокими, лишёнными непосредственного общения. Навыки знакомства с реальными людьми, опыт живого взаимодействия постепенно утрачиваются и заменяются суррогатными контактами в социальных сетях. На самом деле общение в них сводится к примитивному обмену дежурными фразами, но в то же время делает и подростка, и взрослого человека зависимым от ежедневного ритуала такого обмена, отнимает массу времени. Мы лишаемся важного элемента полноценной человеческой жизни – живого, общения глаза в глаза, прикосновения дружеской руки, непосредственной эмоциональной поддержки».
Но если современный информационный прогресс несёт в себе так много негатива, а отказаться от него просто невозможно, неужели нет выхода, а в будущем нас ждёт только ухудшение ситуации?
«В данном случае можно сказать, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. И, в первую очередь, в роли спасателей должны выступить мы, взрослые. Утрата единых ценностей и общих приоритетов привели к тому, что мы сейчас имеем. Но осознать эту утрату в состоянии каждый. И, на мой взгляд, приоритетным здесь является возврат к семейным ценностям, традициям проводить время вместе, без телевизора и компьютера, посвящая каждую свободную минуту живому общению с близкими и друзьями. Тогда и на будущее наших детей можно будет смотреть с большим оптимизмом».
Материал: Анна Цветкова
Фото: Владимир Трефилов