О том, каким должен быть правильный завтрак школьника, рассказала доцент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии СГМУ Ирина Бабикова.
В качестве вступления приведем данные социологического опроса среди школьников 1-11 классов. Опрос на тему, как часто и чем завтракают школьники дома, проводил НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения РФ.
Итак, примерно 65% школьников регулярно завтракают дома, причем, число таких учащихся снижается к старшим классам. Наиболее популярны на завтрак овсяная и гречневая каша и бутерброды с колбасой. Отмечается редкое употребление молока и молочных продуктов, их регулярное включение в меню завтрака обнаружено у 10–16% учащихся начальных и средних классов и 43,8% учащихся старших классов. Наиболее популярным молочным блюдом у школьников является йогурт.
Как связаны тревога и завтраки?
«Изучение характера питания детей в школьном возрасте на примере завтрака и его влияние на различные компоненты здоровья и успеваемость является актуальной темой. Школьники, особенно в старших классах, действительно, пренебрегают домашними завтраками, – прокомментировала Ирина Бабикова. – При этом есть исследования, где отмечается, что пропуск завтрака коррелирует с развитием ожирения, а у 30 процентов детей развивается клинически выраженная тревога и субклиническая депрессия, снижается успеваемость».
Каким должен быть завтрак? Завтрак должен включать кашу. Она является источником сложных углеводов, которые обеспечивают энергией и создают надолго чувство насыщения. Кроме того, в крупах много витаминов, минеральных веществ и пищевых волокон, которые полезны для всех органов. Однако это утверждение верно для нерафинированных круп, произведенных из цельного зерна. Каши быстрого приготовления, манная и рисовая каша из очищенного зерна этими свойствами не обладают. Обязательно должен присутствовать белковый компонент: это могут быть омлет, отварные яйца, творог, филе индейки или куриные грудки. Необходимо и небольшое количество жира, например, сливочное масло, добавленное в кашу. Можно добавить ягоды, орехи, как источники клетчатки. Полноценный завтрак при 4-разовом питании должен обеспечивать 25% от суточной потребности ребёнка в пищевых веществах и энергии. Но если ребёнок ест 5–6 раз в день, то первый завтрак, дома, может составлять 10–15% от суточной потребности, тогда второй, съеденное в школе, должен обеспечить 20%.
Необходимо «работать» с родителями
Уже доказано, что тот, кто не завтракает, в течение дня будет потреблять гораздо больше калорий. Наши гормоны тоже вырабатываются по часам, оптимальные утренние часы для приема пищи – это с 7 до 10 утра. Именно ранним утром происходит выброс основных гормонов человека, что стимулирует и запускает обмен веществ во всем организме. Поэтому для эффективной работы всех этих систем, конечно, необходимо своевременное и оптимальное поступление энергии, а именно – пищи.
Активность метаболических процессов происходит утром, и к вечеру постепенно снижается. Если, как только мы проснулись и не поели, меняется чувствительность клеток к инсулину, потом человек ест, но он не наедается, у него нет чувства насыщения. Для контроля массы тела у детей и подростков с ожирением и избыточной массой рекомендовано формирование и поддержание рационального питания с учетом возрастных особенностей, для этого необходимы условия – как минимум четырехразовое питание и обязательный завтрак. Так что зачастую привычное домашнее питание школьников требует коррекции, для этого необходима образовательная работа с родителями.