Главная » Новости » Как не пропустить психическое заболевание у ребенка?

Как не пропустить психическое заболевание у ребенка?

Психическое здоровье – это один из важнейших критериев здоровья человека. Оно влияет не только на его мысли и чувства, но и в целом на всю жизнь. Крепкое психическое здоровье позволяет принимать адекватные решения, преодолевать трудности, строить нормальные отношения с разными людьми.

Психические расстройства у детей могут проявляться в виде кризисных состояний и суицидального поведения, нарушения адаптации в обществе, депрессивных, тревожных, поведенческих расстройствах, расстройствах пищевого поведения. Близкие люди первыми могут заметить изменения в поведении ребенка и вовремя обратиться к специалисту.

Многие боятся, что консультации психиатра поставят крест на светлом будущем их дитя. Но бояться надо не записи в медкарте, а психического заболевания, которое в запущенной стадии абсолютно точно поставит крест на его гармоничной жизни, на нормальном взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром. Чем раньше врач диагностирует заболевание, тем быстрее начнется лечение и тем успешнее будет результат!

Психическое здоровье ребенка формируется под воздействием многих факторов:

  1. Наследственность (генетика).
  2. Биологические факторы: возраст, пол, сопутствующие заболевания, церебрально-органические нарушения.
  3. Психосоциальная обстановка: семья, школа, личностные особенности ребенка.
  4. Социально-экономическая ситуация: уровень жизни семьи, образование родителей.

Признаки психического неблагополучия у ребенка имеют свои возрастные особенности. Наблюдайте, соответствует ли возрасту развитие ребенка, его эмоции, реакции.

Какое поведение ребенка и его реакции должны насторожить родителей?

Ранний возраст (с рождения до 3-х лет)

  • Не развивается комплекс оживления, то есть ребенок не улыбается маме в том возрасте, когда он уже должен это делать.
  • Нет позитивных эмоций, ребенок избегает зрительного контакта.
  • Ребенок совершает повторяющиеся, навязчивые движения, игра носит стереотипный характер.
  • Часто беспокоится, плачет, плохо спит, но при этом соматически здоров (физически).
  • Нет интереса к игрушкам.
  • Отмечается задержка психомоторного (двигательного) и речевого развития.
  • Наблюдается врачом неврологом с рождения.

Дошкольный и младший школьный возраст

  • У ребенка не сформирована сюжетная игра.
  • Избегает общения со сверстниками.
  • Неусидчив, чрезмерно активен или, наоборот, рассеян, невнимателен на занятиях, истощаем и быстро устаёт.
  • Не справляется со школьной программой.
  • Прогуливает школу.
  • Отмечается недержание мочи, кала.
  • Часто без причины плачет.
  • Чрезмерно эмоционально реагирует на критику.
  • Замечен в употреблении психоактивных веществ (курение, алкоголь и пр.).
  • У ребенка отмечаются страхи, нарушения сна, раздражительность.

Подростковый возрат

  • Уходы из дома, бродяжничество.
  • Прогулы учебных занятий.
  • Ухудшение памяти, утомляемость.
  • Употребление психоактивных веществ.
  • Внезапно возникшая замкнутость, отгороженность, ограничение контактов.
  • «Странности» в поведении.
  • Раздражительность, агрессивность.
  • Апатия, утрата былых интересов.
  • Застывания в одной позе.
  • Страхи, тики.
  • Галлюцинации.
  • Мрачное видение будущего, пониженный фон настроения.
  • Суицидальные мысли или действия.
  • Самоповреждения.
  • Нарушения сна, аппетита.
  • Резкое снижение массы тела с целью похудения.

Какие дети входят в группу риска по возникновению психического неблагополучия?

  1. Дети, родившиеся раньше срока, маловесные дети.
  2. Находящиеся в трудной жизненной ситуации (пережили стрессы, жестокое обращение).
  3. Дети алкоголиков, наркоманов.
  4. Дети, чьи родители имеют психические расстройства или признаны недееспособными.
  5. Из социально-неблагополучных семей.
  6. Дети, от которых отказались родители в раннем возрасте.
  7. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
  8. Дети с патологией центральной нервной системы (наблюдаются врачом-неврологом).
  9. Дети с задержкой психического развития с раннего возраста.
  10. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Куда обратиться за консультацией?

  1. Детский и подростковый врач-психиатр. Можно обратиться в детское диспансерное психиатрическое отделение ГБУЗ АО «АКПБ», по адресу: г. Архангельск, ул. Набережная Северной Двины, д. 95. тел. регистратуры:
    20-68-10.
  2. ГБУ Архангельской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения «Надежда» адрес: г. Архангельск, ул. Попова, д.43, тел.:20-62-80 консультации проводит психолог, психотерапевт.
  3. По вопросам проведения диагностики, психолого-медико-педагогической комиссии, коррекционной работы с семьей и детьми можно обратиться в МБУ Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «Леда», по адресу: г. Архангельск, ул. Набережная Северной Двины, д. 84, тел.: 28-64-75,    28-56-96.

Публикация сохздана по материалам, предоставленным Воловой Татьяной Леонидовной, главным внештатным психиатром детским министерства здравоохранения Архангельской области, заведующей Центром детской и подростковой психиатрии ГБУЗ АО «АКПБ».

Архангельский центр медицинской профилактики

Поделиться ссылкой:

Top