Главная » Новости » Отчет по работе горячей линии «Стоп – табак» с 3 марта по 31 мая 2014 года

Отчет по работе горячей линии «Стоп – табак» с 3 марта по 31 мая 2014 года

Горячая линия «Стоп-табак» работала с 3 марта по 31 мая 2014 года ежедневно, кроме выходных, с 10.00 до 15.00 по телефону 21-30-36.

В работе были задействованы три специалиста ГБУЗ АО «Архангельский центр медицинской профилактики». Они отвечали на вопросы северян, давали консультации по статьям антитабачного закона, объясняли, как и в какие органы обратиться, чтобы защитить себя и своих близких от табачного дыма. По каждому звонку заполнялась анкета, разработанная специалистами центра социальных технологий «Фокус» (для предыдущей горячей линии по табакокурению). В анкете фиксировались дата и время звонка, возраст, пол, город, основной вопрос.

Квалификация специалистов, работающих на горячей линии «Стоп-табак»: специалист по связям с общественностью и медицинский журналист, второй работник — специалист отдела мониторинга, третий – специалист, ведущий консультации по отказу от табака у нас в центре. По роду занятий все имеют большой опыт общения с людьми, умеют грамотно анкетировать и изучили юридическую информацию, необходимую при ответах на вопросы, касающиеся российских законов против табакокурения.

При подготовке к работе были разосланы пресс-релизы анонсы в различные СМИ. С целью ознакомления с открывающейся «горячей» линией и по ходу работы специалисты давали интервью журналистам, по итогам каждого месяца выходил пресс-релиз. В пресс-релизах говорилось о цели горячей линии, времени работы, давался ее телефон.

Цель горячей линии – рассказать населению об основных положениях ФЗ №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», дать информацию о том, куда и в какие органы нужно обращаться, если запрет на курение нарушается в ресторане, на детской площадке, в транспорте, в подъезде.

За три месяца на горячую линию «Стоп-табак» поступило 96 звонков: от жителей Архангельской области (из Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Котласа, п.Савинский, Няндомы, Коряжмы, Каргополя, Плесецка, Верхней Тоймы) от жителя НАО (из Нарьян-Мара) и один звонок из Тольятти.

Больше всего людей интересовал вопрос о курении в местах общего пользования: в подъездах, на лестничных площадках, в квартире, на балконе, в общежитии и коммунальной квартире – 69 звонков (72%). Об административной ответственности за курение.

На втором месте был вопрос курение в общественных местах: больницы, поликлиники, социальные учреждения, дома-интернаты, на рабочем месте – 12 звонков (12,5%).

Курение в транспорте, на остановках, на транспортном пароме с пассажирами – 4,2%.

Продажа сигарет в ресторане, подросткам – 3,2%.

Как бросить курить, получить консультацию и лечение – 3,2%.

Подробная информация, где запрещено продавать табачные изделия (предприниматель) – 1 %.

Административная ответственность за курение – 2,1%.

Предложения по проведению более активной деятельности при борьбе за нарушения антитабачного закона – 2,1%.

По итогам работы телефона горячей линии, можно сказать, что за исключением 3-4 звонков, основная масса позвонивших – некурящие люди, права которых ущемляются. Архангелогородцы и жители Архангельской области осведомлены об «антитабачном» законе, более-менее знают основные его положения, но недостаточно активны в реализации своих прав некурящих. Не знают, куда можно обратиться, если курят в подъезде, на лестничной площадке, какая административная ответственность за это существует, как и кем она налагается.

Даже если узнают, что при нарушении прав некурящих нужно обратиться в полицию, многие не хотят ссориться с соседями и предполагают, что кто-то «сверху» (по телефону горячей линии) без их непосредственного участия должен запретить курить соседям. Это говорит о том, что большинство людей не знают порядок наложения административной ответственности и как следствие – штрафа за курение.

Жители коммунальных квартир и общежитий, позвонившие на горячую линию, излагают просьбу обратить более пристальное внимание законодателей на курение в местах общего пользования. Как осуществляется «механизм» административной ответственности при курении в коммуналках и общежитиях для них не совсем понятно.

Таким образом, можно сказать, что горячая линия «Стоп-табак» показала отношение северян к основным положениям «антитабачного» закона, выявила не слишком высокую активность людей в борьбе за свои права и незнание, как и куда можно обратиться за помощью. Кроме того, она показала слабое место антитабачного законодательства – курение в общежитиях, коммуналках, а также на балконах, в соседних квартирах, с плохой вентиляцией тоже вызывает у людей много вопросов.

Елена Антропова, ответственная за горячую линию.

Top