Почему именно такой состав поможет добиться рекордов, рассказала тренер-преподаватель по спортивной гимнастике Спортивной школы имени П.В. Усова Екатерина Епонишникова.
Люди старшего поколения хорошо помнят, как росли во дворах – гоняли мяч, играли в бадминтон, пионербол, катались на велосипедах и прыгали на скакалках. Детям в любое время необходимо движение, так они устроены, так должно быть для того, чтобы они гармонично развивались и были здоровыми. Но, к сожалению, реальность такова, что с каждым годом все меньше и меньше детей приходят в спорт. Почему? И как приобщить ребенка к физической культуре? Разбирались вместе с Екатериной Леонидовной.
Чтобы безопасность не превратилась в гиперопеку
«Я начала работать тренером в 90-е годы, и мне есть, с чем сравнить, – рассказывает Екатерина Леонидовна. – Дети сейчас на самом деле пошли очень слабые, это отмечаю не только я, но и другие тренеры. Они должны двигаться, но практически никто из них не удовлетворяет свою двигательную активность на сто процентов».
Почему так происходит? По словам тренера, в этом есть вина родителей – слишком оберегают своих чад. Конечно, безопасность должна быть, но у многих мам и пап она переходит в гиперопеку. К примеру, дети в возрасте с 3 до 5 лет очень активные, им обязательно нужно выбегаться, но чаще всего они находятся в замкнутом пространстве – дома, или в детском саду. Современным родителям некогда заниматься с детьми, чаще всего у них распорядок дня такой: работа-магазин-дом. В детском саду ситуация немногим лучше, там много запретов: «на шведскую стенку залезать нельзя, бегать нельзя», многие дети не знают, что такое скакалка. Да, в саду есть физкультурные занятия, но они длятся максимум полчаса. Что за это время успеет тренер с группой, в которой двадцать- тридцать ребятишек? Родители же очень болезненно относятся к своим малышам, чуть небольшой синячок, пишут жалобы во все инстанции. Педагоги, в свою очередь, ограждают себя от этого, им проще детей посадить на скамейку и дать кубики в руки. Получается замкнутый круг.
«Многие четырехлетки, которые к нам приходят, не могут даже прыгать, – разводит руками тренер. – Но молодцы те родители, которые приводят их к нам. Если бы вы видели, какие дети приходят в сентябре, и какие уходят в мае на каникулы! Совсем другие: подтянутые, гибкие, сильные, уверенные в себе».
Все идет из семьи
Как все-таки приобщить ребенка к спорту? Как выбрать для него свой вид активности, и не бросить занятия на полпути? По мнению Екатерины Леонидовны «работает» только так называемое трио: ребенок-родитель-тренер. Родителям важно помнить и понимать, что ребенок – это губка, он впитывает образ жизни мамы и папы, как единственно правильный, другого не знает. Причем, ребенок должен привыкать заниматься физическими активностями чуть ли не с рождения. Если родители все время в движении, то и дети такие же. К слову, очень хорошо, если у кого-то в квартире есть спортивный уголок, им обязательно нужно пользоваться. Ну, а если родители ничего кроме, как дом-работа-магазин не знают, то и дети пассивны.
Сейчас даже в небольших поселках, не говоря о городах, есть спортивные залы, клубы, секции, школы, ФОКи, а во дворах – спортивные комплексы, которыми можно и нужно пользоваться. Очень приятно видеть, когда мама, папа или бабушка занимаются физкультурой, а рядом с ними дети катаются на велосипеде, на самокате, бегают, прыгают. Кроме того, в нашей стране спортивные традиции достаточно сильные, а сейчас, по счастью, еще и постепенно утверждается мода на здоровый образ жизни.
Выбрать вид спорта для подростка не так уж и сложно. В городах есть центры тестирования, где ребенка обследуют по медицинским, физическим, психологическим параметрам и дают оценку: что ему больше подойдет? В поселках такого нет, но родители должны знать своего ребенка, наблюдать за ним – к чему он больше тянется? Есть дети активные, вокруг них все крутится-вертится, значит им подойдут командные виды спорта. Если ребенок, наоборот, индивидуалист, у него мало друзей, он пытается быть лидером, то можно попробовать привести его в гимнастику, акробатику, фигурное катание. Ребенок всегда успеет сказать, если ему не понравится, но на пробное занятие привести его нужно обязательно. Если он выбрал спорт по душе, дальше начинаются – тренировочный процесс, развитие, результаты. Это тоже все делается совместно с родителями, они должны быть вовлечены во все процессы.
А, что делать, если ребенок – часто это случается с подростками – решил бросить спорт? Задача детского тренера – не отбить желание заниматься, «не задавить» его. Очень трудно иногда удержать юного спортсмена, тут опять же трио должно быть в плотном контакте. Без уважения друг к другу эта тройка распадется.
Для чего все это делается, не все же стремятся стать олимпийскими чемпионами? Зачем нужен спорт?
«Спортивная закалка пригодится в жизни, – говорит тренер. – Во-первых, спортсмены приучены трудиться, они знают, что без труда не выловишь и рыбку из пруда. Они знают, что такое дисциплина, потому что с детства – маленькие солдатики. Они умеют не только выигрывать, но и проигрывать достойно: ты встал на пьедестал, спустился с него – корону не надевай, работа не закончена. А если не встал – иди и работай дальше, значит, ты чего-то не доработал. Я очень люблю фразу из фильма «Москва слезам не верит»: «Меня не интересует, почему этого нет, меня интересует, что вы сделали для того, чтобы это было?» Это фраза ключевая в спорте. А если подытожить, то все же главные люди в жизни детей – это родители. Все идет из семьи».
Какие физические качества развивают разные виды спорта?
– Один из наиболее полезных видов для детского здоровья в целом — плавание, к тому же это ещё и важнейший навык для жизни.
– Командные виды спорта оказывают общеукрепляющее действие на растущий организм, развивают скорость, ловкость, а также коммуникативные навыки и способствуют быстрой адаптации в коллективе.
– Спортивная и художественная гимнастика, спортивные или бальные танцы формируют гибкость и грациозность, правильную осанку.
– Фигурное катание и лыжный спорт укрепляют иммунитет, развивают практически все физические качества человека.
– Боевые искусства позволяют детям получить навыки самообороны, а гиперактивным ребятам — выплеснуть избыточную энергию, развить ловкость и координацию, воспитать дисциплинированность, ответственность. К тому же дыхательные методики единоборств служат профилактикой простудных заболеваний и успокаивают нервную систему.