Главная » Новости » Агрессивный ребёнок

Агрессивный ребёнок

Тревога, безнадежность и даже беспомощность – это то, что чувствуют родители, столкнувшиеся с агрессивным поведением ребенка. Разъяснения и строгие наказания ни к чему не приводят, ситуация не меняется и начинают опускаться руки. Многие родители с грустью признаются в том, что им стыдно за своего ребенка. Если эти строчки написаны и о вас, знайте, что решение проблемы есть.

Агрессивность определяется не генами, а воспитанием ребенка.

Признаки агрессивности:

  • Вспыльчивость, непредсказуемость.
  • Самоуверенность, непокорность.
  • Мало внимания к чувствам окружающим.
  • Дерзость, проявления негативизма.

    Причины агрессивного поведения:

Агрессивное поведение может быть защитной реакцией или признаком того, что ребенок психологически не справляется с какой-то проблемой. Часто он сам не может сказать, что с ним происходит, потому что его или не слушают, или навязывают что-то свое без объяснения причины, или просто не научили говорить о своих чувствах и желаниях.

На развитие агрессивного поведения ребенка влияет неблагополучная семейная обстановка, стрессы, отсутствие единства требований к ребенку, физические (особенно жестокие) наказания, асоциальное поведение родителей, негативный психологический климат в детском саду или школе.

Работа с агрессивными детьми должна проводиться в трёх направлениях:

  • Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  • Обучение детей навыкам распознавания и контроля эмоций, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  • Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Способы коррекции агрессивного поведения детей:

  • Стратегия «Отреагирование агрессивного поведения».

— Научите ребенка выражать негативные эмоции через проговаривание и объяснение своих чувств. Хорошо, когда ребенок говорит о своих переживаниях. Например: «Я злюсь, потому что меня обозвали в школе», «Я счастлив, потому что мы помирились с другом». Будьте внимательным слушателем. Когда ребенок видит, что его мысли интересны и он значим, уровень агрессии снижается. Важен личный пример! Если вы сами очень эмоциональны, то тактику поведения придется изменить и вам.

— Скажите, что гнев и злость, как и любые другие эмоции (радость, удивление) нормальны для любого человека, но надо научиться выражать их в приемлемой форме. Человек поступает плохо не из-за того, что злится, а потому что выражает злость кулаками или криком.

— Используйте чувство юмора. Объясняйте сложившиеся негативные ситуации на забавных примерах: «Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».

  • Стратегия «Переключение состояния».

Чтобы «переключить» агрессивное настроение ребенка, стимулируйте положительные эмоции. Используйте эффект неожиданности, новизны. Обратите внимание на необычный предмет, игрушку, расскажите историю. Для малышей подойдут игровые и неигровые действия с предметами, которые могут отвлечь и переключить внимание.

  • Стратегия «Предупреждение агрессивных состояний».
    Не надо навешивать ярлыки на агрессивного ребенка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидные. Так вы только усиливаете негативные эмоции и не решаете проблему.

Советы родителям

  • Система требований к ребенку должна быть упорядочена. Установите правила поведения в семье. Они должны выполняться не только ребенком, но и родителями.Приучайте ребенка к самоконтролю собственным примером. Следите за своими поступками и речью.
  • Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
  • Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть. Правила поведения нужны для того чтобы ему самому было комфортно общаться с людьми, а не для «заслуживания» вашей любви.
  • Направьте его энергию в положительное русло: спорт, пение, рисование — любое самовыражение, которое понравится вашему ребенку и поможет ему выплеснуть энергию.
  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
  • Устанавливайте жесткий запрет на проявление агрессии в том случае, если она является своеобразным «развлечением», а не защитной реакцией.
  • Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям или животным.
  • Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Постоянно подмечайте его добрые поступки, практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. Если он ведет себя агрессивно, напоминайте: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!». В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.

Анкета «Критерии агрессивности у ребёнка».

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отпла¬тить тем же.

4.Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5.Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбива¬ет, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют тер¬пение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Ключ к тесту:

Высокая агрессивность — 15—20 баллов.

Средняя агрессивность —7—14 баллов.

Низкая агрессивность — 1—6 баллов.

Если ваши попытки справиться с агрессией у ребенка ни к чему не привели, обратитесь за помощью к специалисту, который выяснит причину такого поведения и окажет своевременную помощь. Запускать такие ситуации крайне нежелательно.

Публикация создана по материалам, предоставленным Воловой Татьяной Леонидовной, главным внештатным психиатром детским министерства здравоохранения Архангельской области, заведующей Центром детской и подростковой психиатрии ГБУЗ АО «АКПБ».

‼ВНИМАНИЕ! Вы можете задать анонимный вопрос Татьяне Леонидовне на нашем сайте.

Поделиться ссылкой:

Top