Тревога, безнадежность и даже беспомощность – это то, что чувствуют родители, столкнувшиеся с агрессивным поведением ребенка. Разъяснения и строгие наказания ни к чему не приводят, ситуация не меняется и начинают опускаться руки. Многие родители с грустью признаются в том, что им стыдно за своего ребенка. Если эти строчки написаны и о вас, знайте, что решение проблемы есть.
Агрессивность определяется не генами, а воспитанием ребенка.
Признаки агрессивности:
- Вспыльчивость, непредсказуемость.
- Самоуверенность, непокорность.
- Мало внимания к чувствам окружающим.
- Дерзость, проявления негативизма.
Причины агрессивного поведения:
Агрессивное поведение может быть защитной реакцией или признаком того, что ребенок психологически не справляется с какой-то проблемой. Часто он сам не может сказать, что с ним происходит, потому что его или не слушают, или навязывают что-то свое без объяснения причины, или просто не научили говорить о своих чувствах и желаниях.
На развитие агрессивного поведения ребенка влияет неблагополучная семейная обстановка, стрессы, отсутствие единства требований к ребенку, физические (особенно жестокие) наказания, асоциальное поведение родителей, негативный психологический климат в детском саду или школе.
Работа с агрессивными детьми должна проводиться в трёх направлениях:
- Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
- Обучение детей навыкам распознавания и контроля эмоций, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
Способы коррекции агрессивного поведения детей:
- Стратегия «Отреагирование агрессивного поведения».
— Научите ребенка выражать негативные эмоции через проговаривание и объяснение своих чувств. Хорошо, когда ребенок говорит о своих переживаниях. Например: «Я злюсь, потому что меня обозвали в школе», «Я счастлив, потому что мы помирились с другом». Будьте внимательным слушателем. Когда ребенок видит, что его мысли интересны и он значим, уровень агрессии снижается. Важен личный пример! Если вы сами очень эмоциональны, то тактику поведения придется изменить и вам.
— Скажите, что гнев и злость, как и любые другие эмоции (радость, удивление) нормальны для любого человека, но надо научиться выражать их в приемлемой форме. Человек поступает плохо не из-за того, что злится, а потому что выражает злость кулаками или криком.
— Используйте чувство юмора. Объясняйте сложившиеся негативные ситуации на забавных примерах: «Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».
- Стратегия «Переключение состояния».
Чтобы «переключить» агрессивное настроение ребенка, стимулируйте положительные эмоции. Используйте эффект неожиданности, новизны. Обратите внимание на необычный предмет, игрушку, расскажите историю. Для малышей подойдут игровые и неигровые действия с предметами, которые могут отвлечь и переключить внимание.
- Стратегия «Предупреждение агрессивных состояний».
Не надо навешивать ярлыки на агрессивного ребенка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидные. Так вы только усиливаете негативные эмоции и не решаете проблему.
Советы родителям
- Система требований к ребенку должна быть упорядочена. Установите правила поведения в семье. Они должны выполняться не только ребенком, но и родителями.Приучайте ребенка к самоконтролю собственным примером. Следите за своими поступками и речью.
- Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
- Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть. Правила поведения нужны для того чтобы ему самому было комфортно общаться с людьми, а не для «заслуживания» вашей любви.
- Направьте его энергию в положительное русло: спорт, пение, рисование — любое самовыражение, которое понравится вашему ребенку и поможет ему выплеснуть энергию.
- Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
- Устанавливайте жесткий запрет на проявление агрессии в том случае, если она является своеобразным «развлечением», а не защитной реакцией.
- Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям или животным.
- Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Постоянно подмечайте его добрые поступки, практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. Если он ведет себя агрессивно, напоминайте: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!». В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
Анкета «Критерии агрессивности у ребёнка».
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отпла¬тить тем же.
4.Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5.Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбива¬ет, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют тер¬пение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Ключ к тесту:
Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
Средняя агрессивность —7—14 баллов.
Низкая агрессивность — 1—6 баллов.
Если ваши попытки справиться с агрессией у ребенка ни к чему не привели, обратитесь за помощью к специалисту, который выяснит причину такого поведения и окажет своевременную помощь. Запускать такие ситуации крайне нежелательно.
Публикация создана по материалам, предоставленным Воловой Татьяной Леонидовной, главным внештатным психиатром детским министерства здравоохранения Архангельской области, заведующей Центром детской и подростковой психиатрии ГБУЗ АО «АКПБ».
‼ВНИМАНИЕ! Вы можете задать анонимный вопрос Татьяне Леонидовне на нашем сайте.