Уважаемые участники конференции! К сожалению из-за технического сбоя, который произошел во время трансляции, часть вопросов из живого чата была утеряна. Если вы не нашли ответа на свой вопрос, отправьте его на наш электронный адрес formylazd@mail.ru с пометкой «вопросы из чата конференции».
- Вопрос заведующей Центром детской и подростковой психиатрии ГБУЗ АО «АКПБ» Воловой Т. Л.: Дочь родилась в 28 недель. Татьяна Леонидовна, расскажите, как избежать расстройства?
Ответ: Наблюдайте за уровнем нервно-психического развития ребенка. Развитие должно соответствовать возрасту, особенно до трёх лет. Оценивайте, как ребенок общается, проявляет эмоции, кушает. Замечайте, спокойно ли он спит, как развиваются моторные навыки и игровая деятельность. Если что-то настораживает в поведении, необходимо обратиться за консультацией. - Вопрос старшему преподавателю кафедры педагогики и психологии СГМУ Низовцевой Т. Р.: Почему подростки целенаправленно вредят своему здоровью? В семье нет ни алкоголя, ни курящих, но ребенок замечен в употреблении всего вредного.
Ответ: Прежде всего, интересно понять, что такое «всего вредного»? Это важно для оценки масштаба и глубины ситуации. Если подросток курит в некурящей семье, можно предположить, что он пробует самоутвердиться в компании сверстников, в которой курение приветствуется.В ситуации, когда семья без вредных привычек, а подросток курит, выпивает, берет деньги на спиртное и сигареты, часто бывает в состоянии похмелья, стыдится, прячется, не признается, даже когда очевидно, что он выпил, можно предположить, что его личность развивается по неустойчивому типу.Для этого типа характерно: поверхностность, нежелание трудиться, напрягаться в учебе, склонность к развлечениям и получению удовольствий. Зависимое и неустойчивое поведение на фоне «полного благополучия» можно объяснить развитием личности и характера по девиантному (отклоняющемуся) типу.
Стоит уточнить понятие «полное благополучие». Если родители не пьют и не курят, это еще не значит, что они не могут создать такую ситуацию, при которой ребенку захочется уйти от реальности.
- Вопрос к.м.н., доценту кафедры инфекционных болезней СГМУ Леонтьевой О.Ю.: Расскажите про препарат «Арбидол», который назначают врачи. Он не обладает лечебным действием?
Ответ: «Арбидол» можно применять для лечения ОРЗ. Но если вы ранее множество раз принимали этот препарат, у вас может выработаться резистентность (привыкание) к нему. При частом применении он может не оказать должного лечебного действия. - Вопрос к.м.н., доценту кафедры инфекционных болезней СГМУ Леонтьевой О.Ю.: Почему дети легче переносят COVID-19, чем взрослые?
Ответ: COVID-19 — очень тяжелый вирус (имеет много липидных включений). У детей нет рецепторов, чтобы «протащить» этот вирус в свой организм. Они могут быть носителями, но не болеть коронавирусной инфекцией. - Вопрос к.м.н., доценту кафедры инфекционных болезней СГМУ Леонтьевой О.Ю.: Нужно ли пить противовирусные препараты для профилактики? Есть ли к ним привыкание?
Ответ: Противовирусные препараты нельзя использовать для профилактики, поскольку они «работают», только когда вирус уже присутствует в организме. Их задача – блокировать этот вирус. С целью профилактики в период подъема ОРЗ лучше пить витамины группы С и В1, 2, 6, 12 (поливитамины) или адаптогены растительного происхождения — препараты эхинацеи, лимонника и т.д. - Вопрос медицинскому психологу центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционным заболеваниям Кизиловой Е.Н.: Говорить с ребенком о ВИЧ – это значит заинтересовать его этой темой. Это что, шаг к секспросвету?
Ответ: Дошкольник вряд ли поймет, о чем вы пытаетесь ему сказать, младший школьник будет задавать вопросы сам и вам придется на них что-то отвечать, а подросток уже без вас давно получил эту информацию, если вы, конечно, сами не беседовали с ним на тему полового воспитания.Утаивание информации о ВИЧ может привести к большой беде. Мы живем в мире, где встретить человека с ВИЧ вполне реально. Внешне ВИЧ определить невозможно, как и невозможно верно оценить поведенческие риски человека.У нас был случай, который нельзя назвать редким, когда молодой человек шестнадцати лет изредка употреблял наркотические препараты. В итоге он заразился ВИЧ, сам не зная об этом. Он начал встречаться с девушкой своего возраста и заразил её половым путём. Представьте себя на месте родителей этих ребят. Кого винить в сложившейся ситуации, когда оба ещё школьники? Перед семьями встали очень серьёзные проблемы и вопросы: огласка диагноза, лечение, дальнейшие отношения, учёба, профессия.
Вы не сможете оградить своего ребенка от жизни. Он не растет в вакууме и сексуальная жизнь у него всё равно будет. Разговор о ВИЧ, путях его передачи и способах профилактики – это не секспросвет, а прежде всего – безопасность вашего ребенка. Начните беседу с вопроса о том, что он уже знает о ВИЧ. Стройте разговор исходя из его ответов. Вполне возможно в школе уже проводились уроки на тему этого заболевания. Ваша задача, как родителя, дать подростку информацию о том, что ВИЧ – это реальность и причиной заражения могут быть половые контакты. Незащищенный секс — это риск заражения и другими инфекциями, например, сифилисом, гонореей, а также возможность наступления беременности.
Расскажите своему ребенку о мерах безопасности, которые он должен будет предпринять, вступая во взрослые отношения. Когда мой сын был подростком, ещё не существовало интернет-ресурсов, нужных фильмов на эту тему. Я дала ему буклет про ВИЧ-инфекцию и сказала: «Прочти. Если что-то будет непонятно, спросишь». Это признание и принятие того, что он взрослый и я, как мама, отношусь с уважением к его взрослению.
- Вопрос медицинскому психологу (центр СПИД) Кизиловой Е.Н.: В каком возрасте целесообразно говорить с ребенком на тему ВИЧ?
Ответ: ВИЧ — это болезнь поведения. Задача родителей — вырастить личность, которая ответственно относится к своему здоровью, умеет оценить риск и отказаться от него. Говорить о ВИЧ надо до наступления сексуальных отношений.Какую информацию давать и в каком объеме, зависит от того, какой у вас ребенок. Вы знаете его лучше всех и информацию он должен получить от вас. Общие сведения можно дать уже в дошкольном возрасте.Расскажите о том, что существуют разные вирусы, бактерии, микробы, которые могут вызвать болезни и передаваться от человека к человеку. Чтобы этого избежать, важно соблюдать правила личной гигиены. Поговорите о том, как работает иммунная система, и что такое вирус, который поражает иммунную систему.
Архангельский центр медицинской профилактики