Главная » Здоровый образ жизни » А нам не задавали…

А нам не задавали…

«Семь часов вечера в нашем доме вполне можно назвать «временем травм». Это когда трое наших детей в возрасте се­ми, десяти и двенадцати лет должны приступить к выполне­нию заданий на дом. В сущности, это время, когда начинаются угово­ры, стенания и мольбы. Иногда мне трудно определить, кто это дела­ет в большей степени: мой муж, я или наши дети. Как мне заставить детей делать домашнюю работу без «мировой войны»?» — Светлана, мать троих детей.

Коротко о главном

Помните, при выполнении заданий на дом вы играете роль по­мощника, а не исполнителя. Как только вы четко обозначите свою роль, войны будут наполовину преодолены. Ответствен­ность лежит на ваших детях, а не на вас.

Исследования показывают, что выполнение заданий на дом спо­собствует не только обучению, но и развитию навыков, необходимых и в школе и в жизни, таких как организованность, способность к ре­шению проблем, внимание, память, постановка задач, дисциплини­рованность и настойчивость. Но иногда, пытаясь помочь ребенку, мы заходим слишком далеко и помогаем ему слишком много. Или, воз­можно, мы недостаточно твердо настаиваем на том, чтобы дети вы­полняли свои задания старательно и до конца.

8 способов облегчить выполнение д/з

Воспользуйтесь следующими подходами, чтобы помочь ребенку стать более успешным и самостоятельным учеником.

1.    Организуйте место для выполнения заданий на дом. Чтобы по­мочь ребенку осознать важность выполнения заданий на дом, ор­ганизуйте для этого специальное место. Подойдет любое доста­точно спокойное место с хорошим освещением. Затем с помощью ребенка соберите в этом месте все необходимое: ручки, каранда­ши, бумагу, ножницы, линейку, калькулятор и словарь. Если у вас нет стола, сложите эти вещи в пластиковый ящик или коробку. Это поможет ребенку организоваться.

2.    Узнайте требования учителя. Периодически в течение года бесе­дуйте с учителем, чтобы понимать его требования к заданиям на дом. Например, когда сообщаются даты контрольных работ? Когда проводится библиотечный день? Проводятся ли контроль­ные по правописанию каждую неделю? Когда сдаются сочинения по прочитанным книгам? Должны ли сочинения быть отпечатан­ными или написанными от руки?

3.    С самого начала установите распорядок занятий. Выберите самое удобное для ребенка время – сразу после школы, перед ужином, после ужина – и придерживайтесь его. Возможно, вы захотите за­писать согласованное с ребенком время выполнения заданий на дом и поместить его на видное место. Для младших детей можно нари­совать циферблат и отметить на нем время выполнения уроков.

4.    Объясните ребенку, что выполнение заданий на дом обязательно. С самого начала поддерживайте серьезное отношение к выполне­нию заданного на дом. Ребенок должен понять, что задания на дом нужно выполнять хорошо. Других вариантов нет.

5.    Прививайте ребенку навыки планирования. Покажите ребенку, как составлять перечень того, что нужно сделать в порядке приори­тетности. Он может вычеркивать пункты по мере их выполнения. Младшие дети могут нарисовать различные задания на полосках бумаги, сложить полоски в порядке их выполнения и скрепить их вместе. Ребенок отрывает полоски по мере выполнения заданий до тех пор, пока полосок больше не останется.

6.    Предлагайте свою помощь только тогда, когда она действительно необходима. Если ребенку становится трудно, помогите ему, смо­делировав аналогичную задачу и показывая шаг за шагом, как ее выполнить. Затем понаблюдайте, как он сделает это сам. Еще один способ убедиться, что ребенок правильно следует вашим указаниям и не полагается на вас в каждой мелочи, – это прове­рять результаты выполнения каждого логического этапа работы.

7.    Разделите задание на части. Деление всего задания на дом на час­ти помогает детям, которым трудно сконцентрироваться на зада­нии и которые теряются от объема заданного. Просто скажите ре­бенку, чтобы он делал по одному фрагменту задания. Можно постепенно, по мере укрепления уверенности ребенка, увеличивать размеры фрагментов задания.

8.    Установите штрафные санкции за невыполнение домашних зада­ний. Если вы обнаружили, что задания на дом не выполняются или выполняются не так, как вы требовали, объявите о тех или иных штрафных санкциях. Например, если задание не выполнено к определенному времени (оптимально к одному и тому же часу каждый вечер), ребенок должен знать, что он будет лишен какого-либо удовольствия в тот же вечер или на следующий день.

Знаете ли вы?

Согласно данным исследований, самая очевидная польза от выполнения заданий на дом проявляется у старшеклассников, особенно когда они посвящают этому минимум пять-десять ча­сов в неделю. Сказанное относится и к учащимся средней школы, при этом занижение требований не стимулирует детей учиться лучше. В отношении учеников младшей школы установлено, что выполнение ими заданий на дом незначительно влияет на успе­ваемость, однако положительный эффект проявляется в буду­щем, поскольку это помогает развивать важные навыки обуче­ния. Жаннин Бемпечат с педагогического факультета Гарвардского университета, автор книги о воспитании детей, считает, что «выполнение заданий на дом помогает со временем развить такие необходимые для обучения качества, как настойчивость, прилежание и способность терпеливо ожидать результата» и является «все более необходимым для успешной учебы в школе», поскольку именно так ученики достигают вершин знаний.

План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Поговорите с другими родителями. Что они думают по поводу загруженности своих детей? Попросите у них совета (если они могут его дать), как уменьшить трудности, связанные с выполнением зада­ний на дом. Если вы знакомы с родителями одноклассников вашего ребенка, спросите, как их дети справляются с заданиями на дом. Думают ли они, что задания слишком сложные, слишком легкие или же соответствуют возможностям ребенка? Эта информация поможет вам оценить способности своего ребенка.

Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.

1.    Подумайте о подспудных причинах войн вокруг заданий на дом. Прежде всего определите, способен ли ваш ребенок выполнить его. Может быть, оно превышает уровень его способностей? Есть ли у ребенка навыки, необходимые для достижения успеха? Список беспокоящих вас вопросов поможет разработать план их решения.

2.    Если задания на дом слишком сложны для ребенка (или слишком легки, и ему становится скучно), переговорите с учителем и опреде­лите возможности ребенка. Нужны ли ему дополнительные заня­тия? Может быть, уроки слишком сложные? Может быть, задания по чтению (или математике) слишком трудные? Что нужно изме­нить, чтобы ребенок добился успеха? Напишите план изменений.

3.    Подумайте, как вы реагируете на сражения вокруг заданий на дом? Может быть, вы проявляете нерешительность, умоляете, де­лаете замечания, прибегаете к подкупу, защищаете, требуете? Если это так, как вы измените свое поведение, чтобы при этом не испортились ваши отношения с ребенком?

4.    А теперь серьезный вопрос: какой объем работы ребенок делает самостоятельно? Помните, что задания на дом – для ребенка, а не для вас. Ваша задача – направлять, а не выполнять. Подумайте, что вы делаете не так, а затем составьте план, как это исправить.

5.    Перечитайте перечисленные восемь стратегий. Затем выберите две, которые вероятнее всего помогут ребенку. Запишите шаги, которые вы предпримете, чтобы добиться успеха.

6.    Если вы пришли к выводу, что ребенку действительно сложно справиться с заданиями на дом, или страдают ваши с ним отно­шения, то, может быть, следует нанять репетитора. Попросите рекомендации у учителя или других родителей. Совет: не пре­небрегайте старшеклассниками как возможными репетиторами.

Напоследок Мишель Борба, автор книги «Нет проблемному поведению», доктор педагогических наук, признанный специалист по вопросам воспитания, напоминает: исправление поведения – это тяжелая, кропотливая работа, кото­рая должна проводиться последовательно и основываться на закрепле­нии результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и по­ощряйте каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сда­ваться. Помните, что если не сработает один подход, то обязательно сработает дру­гой!

Поделиться ссылкой:

Top