Главная » Здоровый образ жизни » Детские кризисы

Детские кризисы

Взросление ребёнка не бывает ровным и гладким. Оно сопровождается периодами, когда обычно покладистый малыш становится капризным, делает все наперекор. Эти периоды в психологии называют возрастными кризисами.  Кризис- это переход от одного этапа развития ребёнка к другому. В такие переломные моменты у малыша появляются новые потребности, а возможностей для их удовлетворения пока не хватает. Этому он и должен научиться в период кризиса, приобрести новый опыт, знания и умения.

Кризис новорожденности. Учимся эмоциональному общению

Первый кризис наступает в жизни ребёнка практически сразу после рождения. Это кризис новорожденности. Малышу необходимо приспособиться к миру после безмятежного периода внутриутробного развития, он привыкает к новому способу дыхания, к новому питанию, к дневному свету, к режиму дня.  В течение первого месяца жизни, считают психологи,  кроха испытывает только отрицательные эмоции.  На любой дискомфорт (холод, голод) он реагирует криком. Важно как можно скорее успокоить ребенка, взять на руки, дать грудь, чтобы он вновь почувствовал себя в безопасности. Постепенно маленький человек учится фокусировать на маме взгляд, прислушивается к её голосу. К 1-2 месяцам у ребёнка появляется так называемый комплекс оживления.  Малыш радуется при встрече с мамой, улыбается, гулит, машет руками и ногами. Это первые в его жизни положительные эмоции и признак того, что кризис новорожденности прошел, ребёнок вступил в период младенчества.

Кризис первого года жизни. Открываем для себя окружающий мир

В возрасте примерно одно года ребёнок учится ходить, начинает активно интересоваться окружающим миром и все больше эмоционально отделяется от мамы. Малыш учится играть игрушками, держать в руке карандаш, пользоваться чашкой и ложкой, он интересуется цветком на окне и травой во дворе, пробегающей мимо собакой. Задача родителя — объяснить ему назначение того или иного предмета, явления и научить правильно с ним обращаться. Нередко взрослые не придают значению этому кризису и ругают  малыша за то, что он, например, играя в песочнице, отведал песка. А нужно просто научить его нагружать совочком ведёрко, лепить песочные  пирожки. «Родитель должен помочь ребенку изучить мир, который его окружает, — говорит педагог- психолог Архангельского дома ребёнка Ольга Котилевская,- для этого у годовалого ребенка возможностей ещё очень мало, он не знает как действовать тем же совком, он не знает, что по луже потопать можно, но в резиновых сапожках. А родитель должен ему помочь и эти возможности расширить».

pomadaЧасто родители не успевают подстроиться под темпы бурного развития своего чада. Ещё вчера он спокойно лежал в кроватке, а сегодня интересуется маминой косметикой и папиной отверткой, убегает от взрослых на прогулке. Это первые плоды любознательности и их нельзя рубить на корню. «Потом, когда в школьном возрасте мы говорим, что ребёнок не хочет учиться, ему ничего не интересно, порой это результат подавления самостоятельности, любознательности на первом году жизни», — считает Ольга Котилевская.

Кризис трёх лет. Формирование личности

Кризис трех лет — самый яркий в дошкольном периоде. Нередко милый ангелочек превращается в настоящего деспота и упрямца. Истоки бунта лежат в формирующейся личности ребенка. Он начинает выделять себя из окружающих,  у него  формируется «Я», малыш хочет, чтобы с его мнением считались, его манифест в этом возрасте — «Я сам».

Ребёнок хочет делать всё, как взрослые, сам нести сумку в магазине, сам намазывать масло на хлеб.  Грамотный родитель должен дать ребёнку проявить эту самостоятельность, позволить складывать продукты в тележку в магазине, предоставить выбор, есть на завтрак кашу или творог, какого цвета рубашку одеть в детский сад. Кроха почувствует, что его признают как личность и негативные проявления возрастного кризиса уйдут. Если же с ним не считаться — конфликт обеспечен. «Когда ребенок делает что-то наоборот, он просит: « Посчитайтесь с моим мнением, я взрослею, у меня формируется «Я»». Кроме протеста, других возможностей проявить свою личность у ребёнка пока нет. Ведь он не хочет поперек маме сделать, он хочет только, чтобы его потребности, его мнение учитывали»,- объясняет Ольга Котилевская.

По мнению психологов, главный помощник родителей в сглаживании всех конфликтов в этом возрасте — ролевая игра.  В игре ребёнок может взять на себя роль продавца и покупателя, водителя и врача, доброго и злого героя. Проигрывая разные ситуации, ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми, определять границы своего «Я». «Как взрослый будет обращаться с ребенком, в этот период, в кризис трёх лет, как он найдёт к нему подход, будет с ним договариваться, искать какой-то компромисс, уступать, точно так же пройдет подростковый возраст, — считает Ольга Котилевская.- Ребенок тоже в своем подростковом возрасте будет уступать, договариваться и искать компромисс».

«Семизвездие симптомов» кризиса трех лет Л.С. Выготского

  1. Негативизм. Ребёнок может быть очень голоден, но он откажется есть только потому, что ему это предлагает взрослый.
  2. Упрямство. Попросив о чём-то, трехлетний упрямец будет гнуть свою линию до последнего.
  3. Строптивость. Общий протест против привычного образа жизни в семье.
  4. Своеволие. Ребёнок принимает только то, что он решил и задумал сам.
  5. Обесценивание. Обесценивается всё то, что раньше было интересно, привычно, дорого.
  6. Протест-бунт. «Ребёнок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Л.С. Выготский
  7. Деспотизм. Малыш диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать и т.д.

Кризис семи лет. Учимся учиться

shkolaНовый этап в развитии ребенка- поступление в школу. К  новой роли ученика привыкнуть непросто. Подрастающий человек должен ко многому привыкнуть:  спокойно сидеть 45 минут на уроке, слушать учителя, выполнять задания, и как итог — осознать необходимость учиться.

«Задача родителя — помочь ребенку в 1 классе эти произвольные процессы у ребёнка сформировать, помочь ему учиться, — советует Ольга Котилевская.- Вы должны научить: ты пришел из школы, отдохнул, покушал, повесил форму, открыл тетрадочку, сел учить уроки, положил тетрадочку, учебник, прочитал задание, сделал это задание, проверил, закрыл, отдохнул немножко, начинаешь следующий урок. Для ребёнка всё это важно, ведь он раньше так никогда не делал».

С поступлением в школу у ребёнка появляются и новые социальные связи, отношения с одноклассниками. Он осознаёт себя членом общества и ему предстоит научиться жить, соизмеряя свои действия с реакцией окружающих.

Как правило, кризис семи лет протекает сглажено, родители помогают начинающему школьнику делать уроки, выстраивать отношения со сверстниками, ну а если оставить его один на один с трудностями, могут возникнуть проблемы вплоть до нежелания ходить в школу.

Подростковый кризис. «Кто я?»

Достигая подросткового возраста (12-16 лет) ребёнок сталкивается со сложным комплексом вопросов, которые неизбежно возникают у подрастающего человека. И главный из них «Кто я в этом мире?». Ещё вчера ему во всем помогали взрослые,  теперь же они требуют самостоятельности, говорят: «Ты взрослый. Находи, решай, общайся». «Нередко выясняя, где начинаются и заканчиваются его права, он резко вторгается в права или обязанности других людей. Обычно это взрослые. Очень важно ему понять кто я, какой я друг, какой товарищ, какой ученик, что я могу, что не могу. И для того, чтобы это понять, важно это всё попробовать. Часто это выражается в противодействии взрослым»,- рассказывает заведующая психологической службой СГМУ Татьяна Низовцева.

Собственного опыта у подростка немного, поэтому возникающие проблемы он решает, как может. В такие моменты и проявляется кризисное поведение.

Для подросткового кризиса характерны:

  1. Эмоциональные трудности. Нестабильность эмоций от подавленности до чрезмерного возбуждения
  2. Трудности в общении. Смещаются акценты в коммуникации.  Более значимыми становятся отношения со сверстниками, родители, другие взрослые отодвигаются на второй план. В то же время подросток нередко уходит от разговора на важные темы.
  3. Изменения во внешности, волнующие подростка.
  4. Проблемы в учебе.

«В этот период должен сформироваться определённый способ решения проблем, которые возникают с родителями, со сверстниками и т.д.,-  считает Татьяна Низовцева. —  Что это будет: активная борьба и победа, приспособление к ситуации, уход от решения проблем, возможные компромиссы или это будет сотрудничество — то есть с чем он должен выйти из кризиса. Подросток должен осознать, кто он есть и как выходить из сложных ситуаций, что он может сделать, чтобы быть лучше».

Задача родителей в этот период — помочь подростку найти адекватный ответ на вопрос «Какой я?», «Какие во мне есть черты?». Размышления на эту тему затем плавно переходят к профессиональному самоопределению. Нерешённые же в подростковом возрасте вопросы могут осложнять жизнь в будущем.

Важно понять, что возрастной кризис- это норма. Без них  человек «зависал» бы на одном уровне психического развития и не мог бы развиваться дальше. По мнению выдающегося психолога Л. С. Выготского: «Если бы кризисы не были открыты эмпирически, то их следовало бы выдумать теоретически». 

1258141809_b3_2_b

Психолог рекомендует:

«Проблемные», «трудные», «невозможные» дети, так же, как и дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильного поведения родителей в семье. Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик? На эти и многие другие вопросы отвечают книги профессора МГУ, известного учёного-психолога и талантливого педагога Юлии Борисовны Гиппенрейтер.

 

Подготовила Надежда Лебедева

Источник: газета «Наше здоровье. Архангельская область», № 6, октябрь 2013 г.

Top