Главная » Здоровый образ жизни » Как научить ребенка плавать?

Как научить ребенка плавать?

Именно этот вопрос встает перед многими родителями. Старый способ «брось в воду — сам поплывет» сдает свои позиции. Хотя, по признанию многих, именно так их научили плавать. Людмила Александровна Дерягина, инструктор по физической культуре МБДОУ № 135 «Дюймовочка» г. Архангельска с более чем 20-летним опытом работы по обучению детей плаванию, предлагает более гуманные методы, с помощью которых любые родители смогут научить своих малышей плавать.

Обучение плаванию — это долгий процесс, на всех этапах которого должно соблюдаться одно правило: постепенность. Не стоит торопить ребенка, требовать выполнения упражнения, так как это лишь вызовет боязнь воды, которая, в свою очередь, отдалит ребенка от конечной цели — умения плавать. Поэтому если ребенок не хочет выполнять следующее упражнение, не заставляйте его это делать. Лучше закрепите уже достигнутые результаты. Когда ребенок будет готов, переходите на следующий этап.

Итак,  весь процесс обучения плаванию можно разделить на несколько этапов. При этом переход от одного этапа к другому следует осуществлять постепенно, без спешки и нервов.

Этап 1. Привыкаем к воде.

Это один из самых трудных этапов, так как ребенку предстоит перебороть в себе некоторые неприятные ощущения. Например, когда вода попадает в нос и уши. Поэтому одна из главный задач этого этапа – научить ребенка закрывать рот и задерживать дыхание при соприкосновении с водой.

Оказываясь в воде, ребенок инстинктивно закрывает глаза. А так как он ничего не видит, теряется ориентация в пространстве и появляются страх, неуверенность в своих силах, отрицательные эмоции. Ребенку следует рассказать, что открывать глаза под водой очень важно, так как это помогает сохранить правильное направление во время плавания, облегчает ориентировку в воде во время ныряния, оказания помощи, разыскивания каких-либо предметов на дне и т.д. Ребенок должен научиться смотреть через воду как сквозь стеклышко: легко, без страха и неприятных ощущений.

Еще одна неприятность, с которой сталкивается ребенок в воде, — это гидростатическое давление. Оно значительно затрудняет дыхание: препятствует вдоху и оказывает сопротивление при выдохе.

Необходимо следить и за температурой. Температура тела выше температуры воды в бассейне. И поэтому движения ребенка должны быть достаточно интенсивны, чтобы у него не появился озноб.

Преодолеть все трудности и побороть все страхи за один раз невозможно. Выполняя упражнения, приведенные ниже, вы поможете ребенку адаптироваться и привыкнуть к водной среде. Не спешите, последовательно выполняйте все упражнения. Не стоит переходить к следующему этапу, если этот освоен недостаточно хорошо.

1. Начинайте с простого умывания. Пусть ребенок умывается, стараясь не закрывать глаз и не стряхивать воду, набирая воду полными горстями, поливая на голову и шею. Полейте ему на голову из кувшина или лейки. Пусть вода спокойно стекает.

2. Когда ребенок сидит в ванной, попросите его задержать дыхание и опустить лицо в воду, а потом проверьте, открыты или закрыты его глаза.

3. Сделать все, как в предыдущем упражнении, только глаза следует открыть в воде. Если ребёнок категорически противится выполнению этих заданий, сделайте шаг назад. Не торопясь, поливайте из лейки воду на лицо, шею и голову ребёнка. И главное: никакого насилия, только ласковые уговоры и разумные объяснения!

4. Разбросайте на дне ванны игрушки. Пусть ребенок посмотрит, как они выглядят под водой. Спросите, какого они цвета и отличается ли он от цвета «на суше». Попросите малыша сосчитать игрушки и выбрать самую любимую.

5.Сосчитать, сколько пальцев под водой показывают мама, папа или тренер.

6. Показать под водой гримасу.

7.Собрать со дна предметы.

Этап 2. Учимся дышать.

Чтобы стать хорошим пловцом, нужно научиться правильно дышать и задерживать дыхание. И практиковать правильное дыхание следует еще до погружения в воду, на суше. Эти упражнения помогут ребенку развить необходимые навыки:

1. Предложите ребёнку, чтобы он задержал дыхание на счёт «три». Громко посчитайте вслух.

2. Пусть ребёнок, сделав глубокий вдох, сосчитает про себя до 8.

3. Попрактикуйте с ребенком громкий выдох. Пусть он задержит дыхание, плотно сомкнет губы и сделает громкий  энергичный выдох, попытавшись при этом произнести «фу-у-у!». Продемонстрируйте ему сначала, как нужно это делать.

4. Хорошим упражнением служит надувание обычного воздушного шара. Сопротивление воздуха заставляет надувать его быстрыми энергичными выдохами, создавая условия, отчасти аналогичные дыханию в воде.

5. Сдувание с ладони небольшого бумажного листочка. Ладонь можно отводить все дальше. Посоревнуйтесь с ребенком: кто быстрее и дальше сдует листок.

Следующие упражнения выполняются уже с водой. Это поможет ребенку познакомиться с водой еще ближе и избавиться от чувства недоверия к этой стихии.

1. Попросите ребенка набрать в ладони воды и сделать в ней ямку, дуя, как на горячий суп. А теперь пусть он сделает быстрый выдох у самой поверхности воды, чтобы образовалось большая и глубокая ямка. Покажите сами, как это сделать.

2. Поиграйте в морской ветерок, «подталкивая» дыханием игрушечные кораблики или другие «водоплавающие» игрушки.

3. Затем приступайте к выдохам с погруженным в воду лицом. Попросите ребенка опустить в воду лицо и выдохнуть через рот так, как ему будет удобно. Когда он освоит это упражнение, можно переходить к следующему этапу.

4. А теперь можно пускать «громкие» пузыри, сочетая их с открыванием глаз в воде. Посоревнуйтесь, у кого получится громче.

5. Чтобы помочь ребенку найти оптимальный вариант выдоха под водой, попросите его выдыхать в воду по типу различных звуков: «пэ…», «фу…», «ху…». Они помогут адаптироваться к гидростатическому давлению.

6. Далее в ванной предложите ребёнку принять горизонтальное положение на груди, спине с опорой на предплечья.

7. Согласовывайте лежание на груди с погружением под воду на задержке дыхания («Подводная лодка»). Постепенно освобождайтесь от опоры на руки.

8. На задержке дыхания предложите ребёнку лёжа на спине убрать руки со дна и выпрямить их вдоль туловища, а сами поддержите ему затылок рукой.

Этап 3. Учимся всплывать и лежать.

На этом этапе ребенок должен осознать, что если сделать хороший вдох, то сила воды будет выталкивать его тело вверх и держать на поверхности. Ребенок на себе ощутит выталкивающее действие воды и обретет равновесие в воде.

1. «Поплавок»

Воды по грудь. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, погрузиться под воду с открытыми глазами. Сильно согнуть ноги, обхватить руками голени и подтянуть колени к груди, голову нагнуть как можно ближе к коленям. В этом положении «поплавком» всплыть на поверхность воды. Плавать на поверхности не изменяя положения тела, рук ног и головы. После этого спокойно встать на дно.

2. «Медуза»

Глубина воды по пояс. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание и, наклонившись вперёд, свободно лечь на воду. Тело вначале немного погружается в воду, затем всплывает. Лежать на воде без движений. Постараться пролежать как можно дольше.

3. «Звезда»

Глубина воды по пояс. Упражнение выполняется на задержке дыхания. Лечь на грудь, на воду, а ноги и руки при этом развести в стороны. Получилась «звезда». То же на спине.

После освоения этих упражнений можно переходить к непосредственному обучению 29_7_1скольжению.

1. «Стрела»

Воды по грудь. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание и, вытянув руки вверх (положив одну ладонь на другую), оттолкнуться от дна ногами, проскользить как можно дальше.  Так же на спине.

Аналогичные упражнения на скольжение можно выполнять с поддерживающими средствами: пенопластовыми досками, кругами, плавающими игрушками и т.д.  Упражнения выполняются с опущенной в воду головой и активным выдохом в воду.

2. Ещё одно интересное упражнение, которое нравится детям, — «винт». Выполняется так же, как и предыдущее, только с вращением с груди на спину и со спины на грудь.

Этап 4. Учимся работать ногами.

Прежде чем приступать к работе ногами в воде, следует немного поупражняться на суше. Приняв исходное положение сидя упор сзади, работаем почти прямыми, слегка расслабленными ногами вверх – вниз. То же в положении на груди.

Следующее упражнение можно выполнять на небольшой глубине. Выполнить упор с помощью рук, работая ногами как на суше. Ребёнок упирается о дно руками спереди, сперва на предплечья, а затем и на выпрямленные руки. Ноги при этом вытягиваются назад с тем, чтобы они всплыли и на поверхности воды показались пятки.

При правильном выполнении движений ног пятки слегка вспенивают воду, а стопы и голени всегда остаются под водой. Совершать движение ног надо спокойно, ритмично, не напрягаясь. Ноги работают не как «палки», а как эластичный хлыст.

Затем предложить ребёнку проплыть «торпедой». Лёжа на груди, опустив голову в воду, руки вверх с работой ног. Разнообразить это упражнение можно с помощью мяча, доски, игрушек.

Эти простые упражнения помогут вашему малышу познакомиться с водной стихией, избавиться от страха воды и глубины  и привыкнуть к необычным ощущениям в воде.

Для закрепления первых навыков и дальнейшего обучения плаванию мы рекомендуем обращаться к инструкторам. Главное, что в мир плавания ребенок погрузился под чутким руководством и заботой мамы и папы.

Беседовала Инна Змётная

Top