Главная » Здоровый образ жизни » На духовном посту

На духовном посту

«Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, – писал преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. – Ибо и душа имеет свою вредную пищу». Будучи, по мнению Иоанна Лествичника «насилием естества, радостным сокрушением, виновником бесстрастия», пост не должен и не может сводиться к энциклопедическому толкованию этого понятия как «установленного различными религиями запрета на приём всякой пищи или отдельных её видов».

«Пост – это установление Божие для человечества, – поясняет митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил. – Начало поста в истории мы видим ещё в раю. Господь уже тогда положил человеку воздерживаться: Адам и Ева в Эдеме могли вкушать от всякого древа, кроме древа познания добра и зла, «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь». Но уже тогда постом не называлось только воздержание от употребления той или иной пищи (это, скорее, диета). Во время поста должны воздерживаться все органы чувств – глаза, уши, язык. Если мы будем следить только за телом, то наш пост будет подобен грузовой машине, в которой весь груз сложен лишь на одну сторону. На первом же повороте такая машина улетит в кювет. Пост – это воздержание души и тела. Это творение добрых дел и борьба со своими страстями».

Соблюдать пост – значит, стоять на посту. Не на гастрономическом – «этого не ешь, того не бери»; не на вахте, где стараешься проследить за тем, как постится ближний. А на посту у своего сердца. «Пост необходим для того, – продолжает владыка, – чтобы привести душу и тело в правильное, сбалансированное состояние. Пост – это самоограничение. Не только в пище. Удерживая себя от злых помыслов, зависти, осуждения, мы стараемся посмотреть в глубину своего сердца и увидеть именно свой грех. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил о том, что человеку не дано одновременно видеть грехи ближних и свои грехи, как не дано одновременно смотреть вперёд и назад. Смотря в свою душу, человек возвышается над обыденностью – не случайно преподобный Иоанн Лествичник называет пост «райской дверью». Пост помогает нам приблизиться к красоте Божией. Пост и молитва – это два крыла нашей души. Птица с двумя крылами летает, а вот с одним сломанным уже не сможет оторваться от земли».

Пост не является самоцелью: он остаётся важным, но всё-таки средством преображения человеческой души, соединения в человеке внутреннего и внешнего начала. «Человечество сегодня ведёт неправильный образ жизни и от этого болеет, – рассуждает архипастырь. – В церковной жизни не работает принцип «в здоровом теле – здоровый дух». Старец Амвросий Оптинский физически был немощен, лежал на одном боку, а к нему шли люди со всей России – здоровые мужики, излучающие физическую силу, но страдающие недугом духовным. Здесь мы можем вспомнить слова Христа, сказанные апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается». Когда душа человека открыта Богу, он даже при физической немощи может быть здоров духом.

Правильный пост заключается не только в воздержании от пищи, но и в стремлении ослабить свои страсти – те духовные ошибки, которые мы перестали замечать и постоянно совершаем. В начале поста эти страсти восстают на тебя, подобно тому, как при лечении болезни на 3–4 день начинается её обострение. Но это не значит, что нужно прекратить лечение. Нужно потерпеть и подождать. В Евангелие мы читаем завет Христа человечеству: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем; ибо иго Мое благо, и бремя Моё легко». Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о том, что, когда человек уже вступил в пост, организм начинает благодарить его: мы ощущаем физическую и духовную лёгкость. Иго становится благом, а бремя – лёгкостью. В дни поста человек научается управлять своим телом и своим духом, оставаться хозяином своих желаний, своих страстей».

Пост должен приносить душе человека радость и мир, быть источником возрастания в любви к Богу и ближнему. И если этого не происходит, хотя мы вроде и употребляем только «три боба в день», то такой пост лишён смысла. «Поститься необходимо по силам, – подчёркивает владыка. – Сразу же начать с максимального поста может быть тяжело. В пост следует вступать постепенно. Ведь когда человек в первый раз приходит в  тренажёрный зал, он сразу не подходит к самой тяжёлой штанге. Он начинает с малого и постепенно добавляет вес, чтобы тело привыкало. Так же и в посте нам необходимы постепенность, поступательность, постоянство. И рассудительность. Однажды к преподобному Амвросию Оптинскому за советом обратилась женщина, которой врач в пост прописал вкушать молоко. Вопрос состоял в том, что же делать – поститься или вкушать молоко. Старец ответил: «Ты постись, но вкушай молоко». Дело в том, что болезнь – это утеснение. А для болящего пост – своего рода двойное утеснение. Значит, нужно поститься так, чтобы не навредить своему организму: «вкушать молоко», но ограничить себя в пирожных или конфетах. Наше тело – осёл, который везёт нас в царствие небесное. Недокормить его – не доехать, перекормить – навредить ему. Нужно придерживаться золотой середины, быть умеренным. Ведь Господь дал нам пост как лекарство от физических и духовных недугов. Дай Бог, чтобы мы пользовались этим лекарством правильно».

Материал: Ольга Котова

Фото предоставлены информационно-издательским отделом Архангельской и Холмогорской епархии

Поделиться ссылкой:

Top