Главная » Здоровый образ жизни » Такая знакомая лень

Такая знакомая лень

«Она разоряет меня, как французская кокетка», – писал о ней Чехов. В народе её ласково называют «матушкой», а Оскар Уайльд полагал, что находиться в её обществе – самая тяжёлая работа. Каждый из нас сталкивался с ней неоднократно, иногда по несколько раз на дню. Известная под кодовым именем «лень», эта общая знакомая далеко не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Пребывание в её обществе – труд не только тяжёлый, но и бессмысленный.

Борьба с ветряной ленью

«Если мальчик любит труд, он хороший мальчик», – писал Маяковский в знаменитом «Что такое хорошо и что такое плохо?». Так что с детства каждый из нас усвоил: лениться – это плохо, следовательно, с ленью нужно бороться. Только вот с кем или с чем бороться, понятно далеко не всегда. А сражаться с врагом, которого не знаешь в лицо, довольно трудно.

О природе лени рассказывает врач-психотерапевт I категории Владимир Кузнецов, кандидат медицинских наук, доцент.

«Нормальный акт человеческого мышления, – поясняет Владимир Николаевич, – выглядит так: я захотел, я запланировал и я сделал. То есть он состоит из идеи, деяния и его осмысления. Когда мы ленимся, то меняем закономерный порядок: возникает идея, потом происходит её осмысление, а уже потом деяние, которое может и не последовать. Иными словами, мы ничего не делаем – вместо этого мы думаем. Не действуем, а просто гоняем мысли. Мне, например, нужно помыть посуду. Я буду лежать на диване и думать о том, как неохота вставать. И в этот момент я совершаю много лишней работы. Как чрезмерно много работающий подчинённый, не достигающий результата, не может организовать свою работу, так и я в этот момент не могу организовать свои мозги.  И эти гонки – не только очень тяжёлое, но и совершено бесполезное занятие. Напряжение есть, но в мышечную нагрузку оно не передаётся, мы не расходуем энергию. Самый лучший выход из такой ситуации – пойти и сделать, тем более, если сделать всё равно придётся».

Другими словами, в каждой конкретной ситуации у нас может быть три модели поведения: мы можем выбрать действие, бездействие или обдумывание своего бездействия. В бездействии нет ничего страшного: на данный момент оно является той формой деятельности, тем процессом, в котором наш организм чувствует себя комфортно. Мы выбираем его сознательно, и если это действительно то, чего мы сейчас хотим, например, ничего не делать, значит, нужно позволить себе остановиться.

«Мне кажется, лень – это надуманная проблема, – продолжает Владимир Николаевич. – Мы её придумали, и боремся с тем, чего в принципе нет. Если тебе действительно хочется есть, значит, ты пойдёшь и приготовишь еду. Если нет – значит, плохо хотелось. И на самом деле хотелось вовсе не есть, а лежать. Не нужно обманывать себя. Сказать, что можно научиться не лениться, нельзя: в каждой отдельной ситуации можно выбирать, сделать или не сделать то или иное действие. Поскольку лень – это процесс, то конечного результата у него нет. Как при изучении языка, например, научиться всему до конца невозможно».

Искушение ленью

Лень – явление не только физическое, но и духовное. Бенджамин Франклин сравнил её с ржавчиной, разъедающей вещь быстрее, чем изнашивает её частое употребление. Лень физическая или то, что разумнее назвать усталостью, – реакция организма на неправильную эксплуатацию нами своего тела. Лень духовная часто рождается из отсутствия опыта и из незнания, каким путём этот опыт можно получить.

О духовной лености размышляет отец Даниил Плотников, иеромонах, настоятель храма Святой великомученицы Варвары:

– Лень – это страсть. А слово «страсть» происходит от слова страдать. То есть это некая форма страдания. Здесь большое значение имеет наша немощная природа: лень тесно связана с телесной и духовной немощью. Это искушение, которое даёт нам возможность узнать, чего мы стоим, понять, можем ли мы быть себе хозяевами. И преодолеть это искушение можно, начав выполнять даже самую незначительную работу… К примеру, перенося кирпичи из угла в угол. Нужно просто поднять себя, сделать усилие. Важно осознать, что человек не может оставаться статичным – праздность приводит к преступлениям.

В воскресение, например, мы, идя на поводу у своей лени, позволяем себе отсыпаться. А делать это ни в коем случае не нужно. Во-первых, потому что мы ломаем свои биологические часы, в течение недели работающие в другом режиме, и этим травмируем организм. Если в доме есть дети, то они всегда встают рано, чем показывают правильный ход своих часов. Во-вторых, потому что мы нарушаем традицию: в воскресенье нужно «воскрешаться», а не спать, не лениться. И если мы сделаем усилие, встанем вопреки своему «не хочу», услышим, как нас будит на молитвословие ангел, то сразу же почувствуем в себе силы.

Понять, что значит духовно трудиться, невозможно вне христианства, потому что любовь, кротость, мужество – добродетели, в которых и заключается труд души, – даются человеку от Бога. Подобно детям, которые стремятся всё знать, каждый из нас может попробовать быть любознательным, начать жить по-христиански. Даже если ты просто придёшь в церковь и постоишь там столбиком, это уже начало. Фразы «я не могу» или «у меня не получается» чаще говорят о простом нежелании. И подтверждают отсутствие духовного опыта. «Духовные мышцы» необходимо развивать: невозможно поднять гантелю в 50 кг без тренировки.

Дети трудоголиков

Лень – двигатель прогресса. Кто, как не ленивый человек, мог придумать устройства, максимально облегчающие его жизнь, – от колеса до Интернета. Она – результат нашего выбора той или иной деятельности: нам может быть лень красить стены, но совсем не лень в то же самое время читать книгу. Она позволяет нам остановиться тогда, когда это необходимо, и продолжить движение тогда, когда мы к этому готовы. Во всех этих случаях нет оснований считать лень вредной и вступать с ней в незамедлительную борьбу. Но так бывает далеко не всегда.

О лени как закономерности и лени опасной рассуждает Василий Матонин, кандидат исторических наук, член Союза писателей России, поэт, преподаватель САФУ им. М.В. Ломоносова:

– Лень – это нежелание выполнять работу, которую от тебя требует жизнь. Лень может быть реакцией на непосильные трудозатраты или передаваться по наследству как форма вековой усталости. Тунеядцы – дети трудоголиков: деды и отцы трудились не покладая рук, а их дети и внуки, не увидев «плодов добрых» в результате непосильной работы, не находят в себе силы действовать, потому что не видят в деятельности смысла.  Отражение этой ситуации – образ Емели в русской сказке. Для того чтобы не лениться, нужны серьёзные основания: необходимо понимать, для чего ты работаешь, предвидеть результат. Тогда работа приобретает смысл.

Если человек отказывается от созидательной деятельности, лень принимает форму душевной болезни. Человек призван сформировать в себе личность, как Образ Божий воплотить Промысел, явленный в талантах, которые нельзя закапывать в землю.  Отказываясь осуществить промысел о себе, от реализации идеи, которую должен  воплотить, человек отказывается от смысла в своей жизни, а это самоубийство – смертный грех. От нас требуется напряжение сил, стремление к совершенству как проявлению любви к ближним. Бездействие не свойственно живой природе. Все заняты делом: пчелы мёд собирают, муравьи дом строят, птицы гнёзда вьют. Самая малая былинка стремится коротким северным летом вырасти и семена отдать земле. Человек, не участвующий в этом сотворчестве, умирает. Важно понуждать себя действовать, потому что худшая форма рабства – зависимость от своих страстей. В обломовщине нет ни счастья, ни покоя, ни смысла.

Духовный труд начинается с осознания личностью персональной ответственности  за всё, что происходит вокруг. Часто можно услышать фразу: «Это не мои проблемы». А чьи? Равнодушие – проявление душевной лени. Нельзя служить людям, обществу, не принося себя в жертву, спасать душу с 8.30 до 17.00. Человеку дана высокая миссия служения всякой живой твари. Труд – одна из форм этого служения. Работа физическая и духовная, осознание своего несовершенства и стремление приподняться над собой – это основное содержание жизни. Как сказал поэт, «душа обязана трудиться», а значит сострадать, болеть, радоваться. Жить!

Материал: Ольга Котова

Top